Масонство и ислам: пути пересечения

3 мин.

«Изначально в ряды масонского ордена принимались исключительно христиане. Последователи ислама лишь изредка становились масонами в Турции, странах Ближнего Востока или Магрибе.

В Турции масонство возникло примерно в 20-30 годах XVIII века в Константинополе. Сначала ложи состояли исключительно из иностранцев, но постепенно принимались некоторые высокопоставленные турки.

К концу 50-ых того же века стали появляться ложи, состоящие исключительно из турков. А уже в середине следующего века в Македонии возникла первая Великая Ложа Турции, где был введен специальный турецкий трехградусный ритуал с мастером Али вместо Хирама.

Чаще всего ложи появлялись в морских городах и, следовательно, были многонациональными. В ходе своей работы масоны обращались к священным текстам: Библия, Коран и Тора использовались совместно как Книги Священного Закона, подчеркивая их равноценность.

Иначе сложилась ситуация в Иране. Персидские деятели изначально посвящались в европейских ложах с начала XIX века. Великая Ложа появилась только в 1969 году. Однако она просуществовала недолго, и после «революции аятолл» в 1979 году масонство Ирана действует в изгнании.

Вступающие в масонский орден удивляются и восхищаются теплотой братства. При этом в исламе совершенно нормально называть друг друга братом и сестрой. Это не просто вежливая формальность, а скорее определение чего-то реального. Неважно, на какой машине ездит брат и какую должность занимает, честь и успешность определяются исключительно совершенными добрыми делами. Единственное требование к будущему масону — быть свободным и добрых нравов.

Подобно тому, как в Багдаде, в Доме Мудрости (основанным халифом аль-Мамуном), под покровительством ученых мусульманского мира было организовано переводческое движение для сбора знаний, и в него со всего мира сходились умы различных конфессий, в основном христиане, иудеи, и богословы индуизма, так и масоны собираются, независимо от вероисповедания, для решения вечных вопросов и поиска истины.

В масонстве нет ритуального омовения, но это не значит, что мы собираемся грязными на работах. Опрятность обязательна при входе в Храм. Тахарат (ритуальная чистота) представляет внутреннюю форму — чистосердечность мысли, которая отражается в ритуальных атрибутах, выданных новопосвященному брату.

Трудно перечислить все достижения исламского мира и даже отдельных личностей и государств. Будь то медицино-философское воззрение Авиценны (Ибн Сина), идеи просвещения Акбара I Великого, строительные и астрономические познания Улугбека. И хотя на работах в масонских мастерских запрещено обсуждать религиозные взгляды и политику, при этом культурные, духовные и научные достижения ислама давно стали классическими источниками вдохновения для масонских работ по всему миру.

Поделиться

1 комментарий к “Масонство и ислам: пути пересечения”

  1. У меня возникло несколько вопросов по этой статье.

    Первый вопрос связан с упоминанием о том, что масонство в Иране начало действовать в изгнании после “революции аятолл” в 1979 году. Как автор видит будущее масонства в Иране? Будет ли возможность для восстановления масонских организаций в стране, или исламская республика Иран продолжит подавлять их деятельность?

    Второй вопрос касается роли ислама в масонстве в целом. В статье упомянуто, что культурные, духовные и научные достижения ислама давно стали классическими источниками вдохновения для масонских работ по всему миру. Может ли автор привести конкретные примеры того, как исламская культура и наука повлияли на масонские ритуалы или учения?

Оставьте комментарий