Давайте вспомним о роли идей масонства и Просвещения в истории России XVIII века – времени великих перемен и пробуждения русской мысли.
Масонские идеи проникли в Россию при Петре I, но расцвет русского масонства пришелся на эпоху Екатерины II. Русские Ложи стали проводниками идей европейского Просвещения – разума, прогресса, свободы, терпимости, филантропии. В них объединились лучшие умы – Новиков, Елагин, Шварц, Кутузов и другие, видевшие в масонстве путь духовного и нравственного самосовершенствования.
Особую роль сыграл Николай Новиков – издатель, журналист, общественный деятель и масон. Его просветительский центр выпускал десятки книг и журналов. Он основал первую публичную библиотеку в Москве, боролся с невежеством, помогал талантам. Но в 1792 году Новиков был арестован, а Ложи запрещены Екатериной II, увидевшей в этом угрозу самодержавию.
Однако идеи русских масонов дали богатые всходы в XIX веке, оплодотворив русскую литературу, философию, общественную мысль. Без них невозможно представить ни Пушкина, ни декабристов, ни славянофилов и западников.
Русское масонство впитало не только идеи европейского Просвещения, но и традиции православной духовности. Многие масоны, как Лопухин и Гамалея, стремились согласовать масонство с христианством, видя в нем школу “внутреннего человека” и эзотерическое ядро истинной веры.
При этом масонство в России не было однородным. Были и более рационалистически настроенные Братья, как Елагин, видевший в масонстве орудие распространения наук и просвещения.
Но разные течения скорее дополняли друг друга. В диалоге мнений рождалась симфония русского Просвещения. Ложи стали лабораториями новой русской мысли, формировавшей идеал свободной, ищущей личности и идею особой духовной миссии России.
То, что сеяли русские масоны в XVIII веке, дало обильную жатву в XIX. Без них не было бы того духовного и культурного взлета, который принес России мировую славу.
Масонство было органичной и необходимой стадией нашего развития, моментом пробуждения и самоопределения русского духа. Ведь в нем закладывались основы той “философии сердца”, которая потом расцветет у славянофилов и Достоевского. И сегодня мы видим в этом прошлом животворные семена великой русской культуры.